Девиантное поведение – это система
поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то
нормы психического развития, права, культуры или морали (И.С. Кон).
Причины, обусловливающие проблему девиантного поведения:
1. сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая психической перестройкой;
2. пограничность и неопределенность социального поведения и положения;
3. противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних форм и послушания уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились и не окрепли.
Факторы, способствующие девиантному поведению подростков принято делить на две группы - социальные факторы, индивидуально-личностные факторы.
К социальные факторам, способствующим девиантному поведению следует отнести: школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной группы.
Индивидуально-личностные факторы, способствующие девиантному поведению: локус контроля и низкий уровень самоуважения.
Локус контроля – понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и наблюдаемое им поведение других людей.
Низкий уровень самоуважения. Не найдя признания в привычной для себя среде (семья, школа), подросток пытается в антисоциальных группах повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.
Важнейший фактор девиантного поведения – девиантные сверстники.
Признаки наличия девиантной группы:
облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне не готова;
обеспечивает психологическую подготовку, поддержку и поощрение в таких действиях;
уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов. которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей.
Одной из причин девиантного поведения является негативное самовосприятие. Негативное самовосприятие подростков складывается из трех различных, но взаимосвязанных видов опыта:
во-первых, они считают, что не имеют личностно-ценностных качеств или не могут совершить личностно-ценные действия и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия;
во-вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно;
в-третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психологической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта.
Девиантное поведение вначале, как правило, бывает немотивированным. Подросток просто хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (недостаток материальных ресурсов, противоречивые ожидания значимых других, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск самореализации в других направлениях.