Оказание помощи детям и подросткам
из неблагополучных семей.
В настоящее время очень остро стоит вопрос о процессе социализации учащихся в современном обществе. Неблагоприятная семейная обстановка способствует нарушению процесса социализации школьника и приводит к накоплению в нем девиантного потенциала. Социологи выделяют разные типы семей – семьи гармоничные, распадающиеся, распавшиеся, неполные. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет мира и согласия, часты ссоры. Видимое благополучие такой семьи – не более чем иллюзия. По существу она псевдосолидарна, ее раздирают противоречия, у членов деструктивной семьи нет взаимоуважения. Что же это такое – неблагополучная семья? Дать односложный и исчерпывающий ответ на этот вопрос будет непросто.
Мы предлагаем выделять следующие типы неблагополучных семей:
1.
Недостаточная
психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи.
2.
Жестокое обращение с ребенком.
3.
Семья алкоголиков (оба
родителя).
4.
Семья в состоянии развода или
после развода.
5.
Неполная семья.
6.
Отчужденность родителей из-за
занятости.
7.
Полная семья, один из родителей
пьет.
8.
Неполная семья, родитель
алкоголик (одинокая мать-алкоголичка или отец).
9.
Опекунские семьи: престарелые,
употребляющие алкоголь; педагогически несостоятельные.
10. Родители
лишены родительских прав, дети находятся в государственных учреждениях.
11. Родители
лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними.
Следует отметить, что при изучении семьи ребенка, при оказании действенной помощи важен комплексный подход к решению задачи, необходимо привлечение и тесное сотрудничество всех служб сопровождения образовательного процесса , органов опеки и социальной защиты населения, КДН, ЦМППС, общественных организаций.
Основные
задачи, которые решают специалисты комплексной группы на уровне школы, можно
сформулировать следующим образом:
Классный руководитель
Является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками. Делает первичный запрос специалистам и предоставляет первичную информацию о ребенке. Организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения учащегося.
Социальный педагог
Изучает жизнедеятельность ребенка вне школы.Организует профилактическую и коррекционную работу в микрорайоне. Поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации. Взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков.
Психолог
Изучает личность учащегося и коллектива класса. Анализирует адаптацию ребенка в среде.
Выявляет дезадаптированных учащихся.Изучает взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками. Подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы.Выявляет и развивает интересы, склонности и способности школьников.Осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.
Школьный врач
Исследует физическое и психическое здоровье учащихся. Организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем.Разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания. Взаимодействует с лечебными учреждениями.
Рекомендации к совместным действиям
различных специалистов в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучных
семей
1. Недостаточная
психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи.
Виды помощи семье и детям:
· Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога.
· Помощь психотерапевта семье и детям.
· Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов.
· Вовлечение детей в кружки, секции, студии, группы продленного дня.
· Постановка на учет в ОДН РУВД, к подростковому психиатру, наркологу.
Необходимые документы для оказания помощи -
направление, характеристика учителя, социального педагога, психолога.
2. Жестокое обращение с
ребенком.
Виды помощи семье и детям:
· Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога, социального работника.
· Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей.
· Психотерапевтическая помощь родителям и детям.
· Привлечение к психологическим занятиям детско-родительской группы.
· Постановка на учет в ОДН РУВД, к наркологу, консультации врачей, юристов.
· Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье.
Необходимые документы для оказания
помощи – заключение врача, направление, заявление, характеристика ребенка из
школы или детсада.
3. Семья алкоголиков (оба
родителя)
Виды помощи семье и детям:
Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей-подростков).
Оказание психиатрической, наркологической помощи семье или ее отдельным членам.
Дополнительные занятия
с ребенком по оказанию помощи в учебе.
Вовлечение ребенка в
систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.).
Консультации врача
психиатра, нарколога и т.д.
Консультирование
ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ
обучения.
Перевод ребенка в
класс компенсирующего обучения, в вечернюю школу, ПТУ и т.д. (в случае
необходимости).
Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае
необходимости).
Необходимые документы для оказания помощи – акт жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя, медицинское заключение, заявление, характеристика уровня усвоения программы обучения, личное дело ребенка, заявление-ходатайство на лишение родительских прав, справка с места жительства родителей и ребенка, решение органов опеки и попечительства о лишении родительских прав.
4. Семья в состоянии развода
или после развода.
Виды помощи семье и детям:
û Наблюдения и консультации
психолога образовательного учреждения, социального педагога и психотерапевта.
û Консультативная помощь
психолога и психотерапевта.
û Вовлечение ребенка в
кружки, секции, клубы, студии и т.д.
û Дополнительная помощь
в выполнении домашних заданий.
û Постановка ребенка на
учет (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу.
û Привлечение к
деятельности родителей ребенка.
û Помощь ребенку со
стороны его окружения.
û Помощь ребенку со
стороны сверстников (по рекомендации учителя).
û
Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии
детей, перенесших травму.
Необходимые документы
для оказания помощи - педагогическая характеристика из образовательного
учреждения, направление, акт состояния жилищно-бытовых условий, генограмма
ближайшего окружения, ходатайства (о постановке на учет в ОДН РУВД, у
психиатра, нарколога с указанием конкретных фактов).
5. Неполная семья.
Виды помощи семье и детям:
Привлечение полной
семьи для работы с ребенком и его семьей.
Привлечение ближайших
родственников к воспитанию ребенка.
Привлечение неполной
семьи к психологическим занятиям детско-родительской группы.
Наблюдения и
консультации психолога, социального педагога.
Активная деятельность
классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему
дополнительного образования.
Проведение
родительского лектория (в школе, на радио, телевидении и т.д.).
Обучение одного из
родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя.
Постановка на учет в
учреждении и органах социальной защиты.
Привлечение общественных организаций к воспитанию.
Необходимые документы
для оказания помощи - характеристика из образовательного учреждения,
ходатайство на постановку в органы соцзащиты и другие.
6. Отчужденность родителей
из-за занятости.
Виды помощи семье и детям:
Сопровождение ребенка
социальным педагогом.
Наблюдения и
консультация психолога образовательного учреждения.
Консультативная помощь
психолога, психотерапевта и других.
Привлечение ребенка к
посещению группы продленного дня.
Привлечение родителей
к занятиям по психологии подростка.
Помощь ребенку в
умении планировать свое свободное время (социальный педагог, классный
руководитель).
Помощь родителям в ЦМППС.
Необходимые документы для оказания помощи - карта
семьи, рекомендации для родителей, заявление родителей, приглашение родителей в
ЦМППС.
7. Полная семья, один из
родителей пьет.
Виды помощи семье и детям:
Наблюдения и
консультации психолога.
Беседа психолога,
социального педагога, врача с непьющим родителем.
Вовлечение ребенка в
систему дополнительного образования.
Дополнительная помощь
в учебе со стороны учителей.
Привлечение здорового
члена семьи и ребенка к психологическим занятиям детско-родительской группы.
Работа классного
руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о необходимости
лечения от алкогольной зависимости.
Индивидуальная работа
социального педагога, психолога с каждым из родителей по изменению отношений в
семье.
При асоциальном
поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.п.)
обследование подростка у детского психиатра.
При хроническом неусвоении школьной программы направление
ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы
обучения и типа образовательного учреждения.
Необходимые документы для оказания помощи - психологическая
характеристика, педагогическая характеристика, выписка от участкового педиатра,
представление на ребенка на ПМПК, школьные тетради, дневник, рисунки,
направление детского психиатра, заявление-ходатайство.
8. Неполная семья, родитель
алкоголик (одинокая мать-алкоголичка или отец).
Виды помощи семье и детям:
Беседы классного
руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о
необходимости лечения от алкогольной зависимости.
Наблюдения и
консультации школьного психолога.
Вовлечение социальным
педагогом или классным руководителем ребенка в кружки, секции, библиотеку.
Информирование органов
опеки и попечительства о детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении
родителя-алкоголика родительских прав.
Направление ребенка
образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую консультацию для
определения уровня его развития и программы обучения.
При нарушении подростком правил и норм общественной
жизни, хулиганстве и правонарушениях возбуждение дела образовательным учреждением
о направлении в спецшколу.
Необходимые документы для оказания помощи -
психологическая характеристика, педагогическая характеристика, направление
образовательного учреждения, заявление-ходатайство, выписка из медицинской
карты от участкового педиатра, направление психиатра, акт обследования жилищных
условий по форме, тетради, дневник.
9. Опекунские семьи:
престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически несостоятельные.
Виды помощи семье и детям:
Вовлечение детей и
подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы.
Консультации психолога
образовательного учреждения для опекунов.
Индивидуальная работа
психолога с ребенком.
Помощь учителей
ребенку в учебе.
Консультация
психиатра.
Возбуждение
образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о
лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребенка (новым опекунам,
в приемную семью, в детский дом, приют и т.д.).
Направление
образовательным учреждением ребенка на психолого-медико-педагогическую консультацию
для определения уровня его развития и программы обучения.
Консультация у невропатолога или психиатра.
Необходимые документы для оказания помощи -
направление, психологическая характеристика, педагогическая характеристика,
тетради, дневник, рисунки, выписка из медицинской карты от участкового
педиатра, направление невропатолога, психиатра.
10. Родители лишены
родительских прав, дети находятся в государственных учреждениях.
Виды помощи семье и детям:
Наблюдение и патронаж
семьи социальным педагогом.
Сбор информации о
семье и родственниках социальным педагогом, воспитателем.
Восстановление
отношений ребенка и семьи с помощью социального педагога.
Организация встреч
родителей и детей руководителями учреждения.
Беседы, переписка,
подготовка родителей к встрече с детьми администрацией государственного
учреждения.
Помощь со стороны
окружения семьи.
Наблюдения и
консультации психолога.
Привлечение родителей
к совместной деятельности с детьми в госучреждениях.
Организация воспитателями переписки детей и родителей.
Необходимые документы для оказания помощи - запросы, заполнение бланков на
всероссийский розыск, ходатайства в ЖЭК, в ЗАГС. Разрешение органов опеки и
попечительства на посещение государственного учреждения.
11. Родители лишены
родительских прав, но дети проживают вместе с ними.
Виды помощи семье и детям:
Социальное
патронирование семьи социальным педагогом и социальным работником.
Консультирование
психолога образовательного учреждения для родителей и ребенка.
Занятия родителей и
детей в семейных группах.
Оказание материальной
помощи детям организациями социальной защиты.
Вовлечение педагогами
ребенка в кружки, секции, клубы, студии и т.д.
Оказание учителями
помощи ребенку в учебе.
Направление ребенка на
психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня развития и
программы обучения образовательным учреждением.
Организация социальным
педагогом посещения ребенком нормальной семьи, совместный труд и досуг в ней.
Восстановление
родственных связей ребенка.
Организация социальным педагогом пребывания ребенка в
семье выходного дня.
Необходимые документы для оказания помощи - карта
неблагополучной семьи, план работы с неблагополучной семьей, направление на
психолого-медико-педагогическую консультацию, акт обследования жилищных
условий, ходатайство в органы социальной защиты, тетради, дневники, направление
психиатра, ходатайство о выделении материальных средств семье, принимающей
ребенка.