Лукашина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 1» г.Бологое, Тверской области
«Личностно-ориентированный подход. Индивидуальная работа в начальной школе»
Начало школьного обучения – это один из важнейших этапов в жизни любого ребёнка. Сегодня, в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, учителю просто необходимо в определённый период педагогического процесса усвоение содержания сделать личностно значимым, т.е. чтобы ребёнок (педагогически и социально обязательную) учебную задачу осознавал как свободно выбранную и принимал её на основе хотения (желания).
В нашей школе вот уже 10 лет действует программа предшкольной подготовки. Во время занятий с будущими первоклассниками учитель видит, какие дети придут в первый класс. Цель программы предшкольной подготовки заключается в выравнивании стартовых возможностей будущих первоклассников. Для достижения поставленной задачи среди многообразия форм и методов обучения наиболее значимым, по моему мнению, является личностно ориентированный подход.
Личностно ориентированное обучение предполагает широкое использование уже в начальной школе индивидуальной работы. Эта форма организации обучения становится более эффективной, если педагог активно использует в своей деятельности не только фронтальную, но и групповую и парную работу. В этом случае ученик постепенно учится быть самостоятельным, проявлять инициативу и творчество, брать на себя ответственность за результаты своего труда.
Один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы.. Не менее важным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Учитель, оговорив с детьми трехцветный индикатор: красный – «Я не знаю, прошу помощи»; желтый – «Сомневаюсь, не уверен»; зеленый – «Знаю, умею», осуществляет текущий контроль на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса.
Причем для слабоуспевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Он наблюдает за их работой, следит, чтобы они работали правильными приемами, дает советы, наводящие вопросы, а при обнаружении, что многие ученики не справляются с заданием, учитель может прервать индивидуальную работу и дать всему классу дополнительное разъяснение. Даже разбираясь в теме, многие ученики боятся рисковать и решать что-либо без инструкции или помощи учителя. Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке. Помимо карточек широко используются дифферинцированные домашнее задания ,перфокарты, тематические кроссворды, разноуровневые задания, когда учащийся сам выберает посильное на данный момент задание, логические игры( типа «Танграм»), внедрение ФГОСа дало качественно новый уровень возможности мультимедия- индивидуальный интерактивный тренажер( приложение к учебникам). |